Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к
5. Характерная черта Ренессанса:
6. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:
7. Гоббс «естественное состояние людей» понимает как:
a. война всех против всех
b. любовь к ближнему
c. равновесие любви и ненависти
d. примирение с реальностью
8. Субъективный идеализм характерен для:
Философ, отрицавший ортодоксальную религию и создавший учение о религии, основанной на любви к ближнему.
10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:
11. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм
12. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:
13. Гносеологическое направление, признающее приоритетным познание разумом:
14. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне чувств составляет:
d. морально-волевые установки
15. Суть идеализма состоит в:
a. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.
b. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное
c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений
16. Философское направление, признающее принципиальная непознаваемость мира:
17. Философскими категориями являются:
18. Позиции релятивизма выражает суждение:
a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины
b. Всякая истина абсолютна на все времена
c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного
d. Истина принципиально недостижима
19. «В позитивное понимание существующего диалектика включает в то же время понимание его…»
20. Человеческое сознание является:
Билет № 23
1. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:
2. Общим для всех представителей Элейской школы является:
a. Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины
b. Признание существования бога
c. Уверенность в неспособности разума к познанию
d. Отказ от трактовки проблем познания
3. Первая философская школа в истории европейской философии:
4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:
5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания …
Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения
7. Основные принципы философии эпохи Возрождения:
8. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:
a. Чувственное восприятие
b. Априорные формы рассудка
9. Автор учения об антиномиях разума:
10. Категории, относящиеся к философской системе Канта:
b. Субстанция и модусы.
d. Категорический императив
e. Интеллектуальная интуиция
11. Классификацию основных форм движения материи произвел:
12. К рациональному познанию относятся:
13. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:
a. неадекватности отражения;
14. Язык является:
a. Самостоятельным по отношению к мысли;
b. Определяющим мысль и ее содержание;
c. формой выражения идеального.
15. Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:
16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:
d. моральные установки
e. религиозные позиции
17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:
18. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это:
19. Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира и ведущая к новому мировому порядку:
Философское учение о человеке:
Билет № 24
1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:
c.античности
2. Человека как «общественное животное» определил:
a.Аристотель
3. Ядром теории познания учение о припоминании признавал:
d.Платон
4. Философские позиции Элейской школы выражают суждения:
a. Движение невозможно
b. Рациональное познание есть истинное познание
с. Для движения атомов необходимо существование пустоты
5. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:
b.Фома Аквинский
6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …
c.Античности
7. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: антропоцентризм
8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:
d.Природу
a.Локк
10. Исходный пункт философии Гегеля:
a.Абсолютная идея
11. Философ, создавший диалектическую философию природы:
d. Энгельс.
12. Суждение о том, что интуиция не только не помогает в познании, но и является помехой в процессе познания:
13. Принципиальным в процессе познания является:
a. наличие субъекта познания;
b. наличие объекта познания;
c. наличие средств познания;
d. наличие абсолютного самосознании
14. Отражение определяется как:
a. Всеобщее свойство материи,
b. свойство неживой природы,
c. свойство живой природы.
15. Цель и результат процесса познания действительности:
c. Знание
16. Философское направление, признающее тезис: “Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах”:
b. сенсуализм
17. Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:
c. обыденный
18. Выражение «мысленный эксперимент»:
a. Противоречивое
b. Нет в нем противоречия
c. Излюбленный метод античных мыслителей
19. Атрибутами материи считаются:
b. пространство
e. время
20. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:
c. Материальности.
Билет № 25
2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: …атом
Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению
1. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…
2. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…
3. Важнейшей для средневековой философии была тема…
человека и природы
истины и заблуждения
4. Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви», т.е. –…
6. Пять рациональных доказательств существования Бога были даны…
7. Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется…
8. Христианская философия неразрывно связана с __________, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога
9. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря:
реалистов и номиналистов
монистов и дуалистов
эмпириков и рационалистов
диалектиков и метафизиков
10. Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель…
11. Средневековая схоластика ориентирована на учение…
12. Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская…
13. Согласно __________ подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это «имена» для их обозначения
14. Возникновение течений номинализма и реализма связано с решением проблемы …
15. Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал.
16. Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем…
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к
a. Богословию
5. Характерная черта Ренессанса:
e. Антропоцентризм
6. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:
a. Макиавелли
7. Гоббс «естественное состояние людей» понимает как:
a. война всех против всех
b. любовь к ближнему
c. равновесие любви и ненависти
d. примирение с реальностью
8. Субъективный идеализм характерен для:
e. Беркли
9. Философ, отрицавший ортодоксальную религию и создавший учение о религии, основанной на любви к ближнему:
a. Фейербах
10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:
a. рассудок,
c. чувственность,
d. разум,
11. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: __СОФИЗМ__
12. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:
b. Экзистенциализму
13. Гносеологическое направление, признающее приоритетным познание разумом:
b. рационализм;
14. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне чувств составляет:
a. мироощущение
d. морально-волевые установки
15. Суть идеализма состоит в:
a. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.
b. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное
c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений
16. Философское направление, признающее принципиальная непознаваемость мира:
e. агностицизм
17. Философскими категориями являются:
a. Субстанция
c. Материя
e. Свобода
18. Позиции релятивизма выражает суждение:
a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины
b. Всякая истина абсолютна на все времена
c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного
d. Истина принципиально недостижима
19. «В позитивное понимание существующего диалектика включает в то же время понимание его…»
d. отрицания;
20. Человеческое сознание является:
b. творческим,
c. активным,
Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) ТЕСТ 23
1. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:
b. Сократ
2. Общим для всех представителей Элейской школы является:
a. Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины
b. Признание существования бога
c. Уверенность в неспособности разума к познанию
d. Отказ от трактовки проблем познания
3. Первая философская школа в истории европейской философии:
c. Милетская
4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:
d. Фома Аквинский
5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания: РЕАЛИЗМ