формами рационального уровня познания являются понятия суждения и

Формами рационального уровня познания являются понятия суждения и

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Основные формы рационального познания

Что такое рациональное познание

Познание — это вид психической деятельности, направленый на отражение объективной реальности в сознании индивида и получение нового знания об окружающем мире. В ходе его накапливается, перерабатывается и систематизируется информация о процессах и явлениях, делаются выводы об их сути.

Понятие включает в себя два основных вида:

Рациональное познание осуществляется при помощи мышления (от лат. слова «ratio» — разум, рассудок). Это способ отображения действительности, который характерен только для человека и является менее ограниченным, чем чувственный.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В чем отличие от чувственного

Чувственное познание — это метод получения информации посредством органов чувств, т.е. зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Через него человек непосредственно связывается с внешним миром. Основные формы:

Некоторые считают, что чувства субъективны, но если бы это было так, то человек бы не смог выжить в мире, где его повсюду подстерегает опасность. Чувства дают нам объективную информацию о действительности, как считал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах.

Отличия этих двух способов познания в том, что чувственное формирует понятие о внешнем виде предмета, о его свойствах, но не позволяет делать обобщения и выводы, а рациональное — это постижение общего, существенного, абстрактного. Его интересуют внутренние связи, закономерности, которые невозможно понять при помощи одних только чувств.

Можно сделать вывод, что рациональное познание — это более продвинутый этап.

Формы рационального познания, описание и характеристики

Понятие

Мысль, утверждающая общие свойства и сущность объекта (не путать с внешним видом). Выражается всегда в словах.

Суждение

Понятия, выраженные в речи словами, связываются между собой и образуют суждение. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или взаимоотношениях между объектами.

Умозаключение

Другими словами, вывод. Когда на основе нескольких старых суждений логически образуется новое, отличное от них. Бывают трех видов:

Примеры использования, в чем специфика

Рациональное познание всегда опирается на чувственное. Для него характерна обобщенность и абстрактность.

Специфика этого способа познания в том, что с его помощью человек проникает в сущность предметов, изучает их не только с внешней, видимой, но и внутренней, не физической стороны, открывает законы, формулирует теории и определяет сценарии развития событий.

Кроме рассмотренных, в философии существует еще один вид познания — иррациональное, когда имеет место воображение и интуиция, т.е. то, что не поддается логическому объяснению.

Рациональное познание и его формы

Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Образование новых понятий – свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата. В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.

Научные понятия имеют различные сферы своего использования. Одни понятия применяются лишь в рамках одной науки, другие же успешно используются в различных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но также в физике, астрономии и др.

Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что обусловливает существование так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером такого рода понятий является понятие «информация»). Появление общенаучных понятий также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер к которым, в частности, можно отнести понятия «система», «организация», «управление».

Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет».

Суждение – одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.

В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это такие знания, которые получены путем выведения из других знаний. Умозаключение – это такая форма мысли, благодаря которой происходит вывод нового знания. Иными словами, под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определёнными суждениями, выводится новое знание.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Индуктивные умозаключения позволяют сделать общий вывод на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке.

Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов.

По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться как универсальное средство в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.

В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной.

Дедуктивные умозаключения характеризуют процесс получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки (зная, что железо – металл).

Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.

Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.

Сенсуализм (от лат. чувство, ощущение) – теоретико – познавательное направление, выводящее все знания из чувственных восприятий. В античной философии сенсуалистами были эпикурейцы. В Новое время основы сенсуализма представлены в известном выражении Локка: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей. Противоположная сенсуализму позиция – рационализм.

Рационализм (от лат. разум, разумный) – направление в философии, утверждающее неограниченные возможности разума в познании. Как целостная гносеологическая система рационализм сложился в Новое время и представлен в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и др. В рационалистических учениях недооценивается роль чувств в познании мира. Кант пытался примирить идеи сенсуализма и рационализма. Он полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, а заканчивается в разуме.

Виды и формы познания мира

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды

Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.

Что такое рациональное познание?

Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.

Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.

Формы рационального познания, примеры

Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.

Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».

2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.

Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».

3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.

Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.

Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.

Заключение

Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.