Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2020 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Учет отдельных предметов в составе оборотных средств
В бюджетных организациях к отдельным предметам в составе оборотных средств (далее – предметы) относятся:
1) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
2) предметы независимо от срока службы, стоимость единицы (комплекта) которых на дату приобретения не превышает величины, установленной учетной политикой организации;
3) предметы независимо от их стоимости срока службы:
— орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти и т.п.);
— специальная одежда, специальная обувь, предохранительные принадлежности;
— белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;
— форменная одежда и обувь, предназначенная для выдачи работникам в соответствии с законодательством;
— специальные инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование;
— посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;
— технологическая тара – тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах или непосредственно в технологическом процессе;
— сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет и иные подобные объекты.
При приобретении предметов за счет бюджетных средств в фактическую стоимость включается НДС, предъявленный организации поставщиками. Поступление предметов записывается в регистры бухгалтерского учета на основании первичных документов (товарно-транспортных накладных, товарных накладных и др.).
Бюджетные организации предметы учитывают по источникам приобретения на счете 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» с подразделением на субсчета.
Предметы учитываются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение. Амортизация по предметам, учитываемым в составе оборотных средств, не начисляется.
Выдача предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до одной базовой величины производится на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения, свыше одной базовой величины – по накладной (требованию) формы 434.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по счету 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств»:
Дт Кт Содержание операции
одновременно производится вторая запись:
и увеличения фонда отдельных предметов в составе
070, 072 260 – безвозмездное поступление предметов;
070-073 260 – оприходование излишков предметов, выявленных при
260 070 – выдача со склада в эксплуатацию предметов стоимостью
до двух базовых величин за единицу, кроме предметов
кухонного и столового инвентаря;
071 070 – выдача со склада в эксплуатацию предметов стоимостью
свыше двух базовых величин, а также посуды, кухонного
и столового инвентаря и принадлежностей;
072 073 – выдача со склада в эксплуатацию белья, постельных при-
надлежностей, одежды и обуви;
260 071, 073 – списание пришедших в негодность предметов;
260 070-073 – реализация неиспользуемых предметов
одновременно производится вторая запись:
178 173 – на сумму, подлежащую зачислению в бюджет,
100 178 – на сумму выручки, поступившую от покупателей,
173 100 – зачисление выручки от реализации предметов в бюджет.
Учет предметов, находящихся на складе, ведется материально ответственными лицами по наименованиям предметов и количеству в книге складского учета материальных ценностей.
По мере совершения операций, связанных с выбытием и перемещением предметов, по каждому документу производятся записи в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств (мемориальный ордер 10). По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу журнал-главная.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: корреспонденция и план счетов
Постигать бухгалтерский учет в бюджетных организациях для начинающих бухгалтеров затруднительно, т.к. в законодательстве отсутствует единая инструкция применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. При этом корреспонденция счетов по отражению хозяйственных операций приведена в отдельных инструкциях и методических указаниях, которые собраны в данном материале. План счетов, структура, особенности бухучета в бюджетных учреждениях — в статье.
1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная организация — это организация, которая отвечает следующим условиям:
1) образована Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией;
2) создана для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
3) финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
4) ведет бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
К таким организациям в основном относятся государственные учреждения: образования, здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма, социального обслуживания, науки и культуры и центры по обеспечению деятельности бюджетных организаций.
При организации бухгалтерского учета бюджетные организации руководствуются следующими основными НПА:
2. План счетов бухгалтерского учета, его структура и применение
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств (п. 6 Инструкции N 15).
Данный План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, структура которого включает 12 разделов и 27 синтетических счетов, построенных порядковым способом от 01 до 41. Синтетические счета объединены в разделы по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета.
В каждом разделе приведены:
— наименования синтетических счетов и их двузначные коды;
— наименования субсчетов и их трехзначные коды.
На практике текущий учет хозяйственных операций и составление отчетности ведется с применением субсчетов.
Порядок применения Плана счетов определяется не единой инструкцией, а отдельными НПА по учету активов и расходов.
Примечание
Типовые проводки, отражающие корреспонденцию счетов, составленные на основании данных НПА, собраны в классификатор «Типовые проводки в бюджетных организациях».
Поскольку отдельные субсчета применяются как для учета операций по бюджетным средствам, так и средствам, полученным за счет внебюджетных средств (материальные ценности, средства в расчетах и др.) в целях обеспечения их раздельного учета каждому субсчету может присваиваться отличительный признак в виде номера.
Рабочий план счетов отражается в учетной политике бюджетной организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).
Еще одной особенностью применения Плана счетов является то, что расходы по соответствующим сметам (бюджетным и внебюджетным) разделяются на кассовые и фактические.
При этом их учет ведется в соответствии с бюджетной классификацией (ч. 3 п. 2 Инструкции N 157, ч. 3 п. 4 Указаний N 364).
Справочно
Согласно постановлению от 09.02.2019 N 82 планируется разработка и внедрение плана счетов для бюджетных организаций, интегрированного с бюджетной классификацией (гл. 4 концепции реформирования N 82).
Примечание
Применение бюджетной классификации в разрезе разделов, подразделов, параграфов, статей, подстатей и элементов см. в классификаторе «Бюджетная классификация».
Применяемые субсчета в разрезе наименований синтетических счетов (объектов учета), НПА, определяющие порядок применения субсчетов и их корреспонденцию с другими субсчетами, приведены в следующей таблице, построенной по разделам в соответствии со структурой Плана счетов бюджетных организаций:
Корреспонденция субсчета с другими субсчетами
— п. 9, 23 таблицы Указаний N 364;
— п. 1, 11, 37 таблицы Указаний N 364;
— п. 11 таблицы Указаний N 364;
— гл. 4 и 5 Инструкции по бухучету НМА N 25;
В отдельную группу в Плане счетов бюджетных организаций выделены забалансовые счета. Эти счета используются для учета хозяйственных операций по активам и расчетам, которые не включаются в хозяйственный оборот бюджетной организации и не отражаются в балансе, но подлежат контролю. Все забалансовые счета имеют двузначные коды и являются активными, т.е. учет ведется по простой системе с отражением хозяйственных операций без применения двойной записи.
Справочно
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка: ОС или запасы?
Зачастую на практике при постановке на учет таких объектов, как инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, у бухгалтеров возникают вопросы: какое имущество можно к ним отнести, а какое нет? что будет включаться в запасы, а что — в состав основных средств (ОС)? В данной статье ответим на эти вопросы, а также поясним, как списывать стоимость таких активов после принятия к учету.
Из-за чего возникают трудности с квалификацией активов
Прежде чем рассматривать поставленные вопросы, стоит выяснить, почему они возникают.
Получается, если организация планирует использовать инвентарь более года (а чаще всего именно так и бывает), могут возникнуть трудности с его квалификацией, т.е. с определением, когда такие активы относить к запасам, а когда — к ОС?
Перед тем, как начнем с этим разбираться, выясним, что является инвентарем. Это нужно для того, чтобы понять, в отношении какого имущества в принципе возможна вариантность.
Какое имущество можно отнести к инвентарю
Так, взяв за ориентир приложение к постановлению N 161, в учетной политике можно закрепить следующее :
Запись в учетной политике
К инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям относятся объекты, перечисленные в группах «Инвентарь и принадлежности», «Инструмент» приложения к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 N 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
В таком случае инвентарем будут признаваться активы, которые входят в группы «Инструмент», «Инвентарь и принадлежности». Это, в частности:
1) инвентарь и принадлежности общего назначения: мебель, портьеры, жалюзи для окон, ковры, стеллажи, зеркала, аппараты телефонные, сотовые телефоны, аппараты факсимильные, коммутаторы, спортивный инвентарь и т.п.;
2) техника бытовая и принадлежности к ней: печи микроволновые, холодильники, пылесосы, посудомоечные машины, фотоаппараты, диктофоны, видеорегистраторы, электроаппаратура и т.п.;
3) инструменты: перфораторы, краскопульты, технологическая оснастка, шуруповерты, пистолеты-распылители, гайковерты и т.п.
Однако по многим объектам в данных группах приводится открытый перечень активов. И, возможно, этой информации будет недостаточно. В такой ситуации с учетом специфики своей деятельности можно отталкиваться от терминов и определений, приведенных в госстандартах.
Получается, что пресс-форма является технологической оснасткой, которая входит в группу «Инструмент». А значит, по ней есть вариантность учета. То есть она может признаваться и запасами, и ОС.
Как видим, чтобы принять обоснованное решение относительно того, какие активы относить к инвентарю, а какие нет, целесообразно проанализировать целый ряд НПА и ТНПА и сослаться на них в учетной политике. Правда, делать это для целей бухучета законодательство не обязывает.
В таком перечне можно поименовать столы, стулья, тумбы, книжные стеллажи, шкафы для одежды, вешалки, лампы, зеркала, дрели, калькуляторы, модемы, принтеры, телефонные и факсимильные аппараты и т.п.
А вот включить в состав инвентаря, к примеру, заточный станок, приобретенный для использования в своей деятельности, не получится, поскольку он относится к производственному оборудованию.
Так, согласно абз. 7, 15 ст. 2 ТР ТС 010/2011:
— оборудование — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему;
— машина — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала).
На основании указанного заточный станок является оборудованием. Кроме того, согласно приложению к постановлению N 161 он входит в группу «Машины и оборудование» с шифром 41020. В связи с этим относить его к инвентарю не стоит.
Итак, какие активы являются инвентарем — разобрались. Как можно распределить инвентарь между ОС и отдельными предметами в составе средств в обороте – читайте далее в ilex.